Почему рассказ называется «Телеграмма»

Почему рассказ называется «Телеграмма»

  1. Рассказывая об истории создания рассказа Телеграмма , обращаюсь к Золотой розе , особо подчркиваю реальность описанных событий, личное знакомство писателя с его героиней. Кроме того, работаем и со вступительной статьй, данной в учебнике: она ещ раз обращает внимание ребят на особое свойство таланта Паустовского умение воссоздавать жизнь во всей е полноте, заряжать страницы книг шумом моря или лесными шорохами, погружающими читателя в мир природы.

    Если остатся время, рассказ начинаем читать на уроке (предварительно рассказ не был прочитан) . Дома ученики дочитают рассказ, отметят пейзажные зарисовки; если класс достаточно сильный, то в пейзажных фрагментах ребята самостоятельно должны будут найти и выделить изобразительные средства.

    План-конспект второго урока
    Никого в жизни нет и не будет родней
    Эпиграф на доску: Материнское сердце в детях, а детское в камне.

    Начинаю урок с вопросов.

    А что такое телеграмма? Вам приходилось получать е? Представьте такой момент что бы вы испытали в подобной ситуации? Почему само слово телеграмма рождает тревогу? А для чего оно вынесено в заглавие рассказа? Какие предчувствия создаются за счт названия? Как отражает название содержание рассказа? Сколько телеграмм упомянуто? А выполнили они сво предназначение? (Одна опоздала, другой не поверили. ) Так стоило ли их упоминать? Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести?

    Попробуем ответить на этот вопрос сегодняшним уроком.

    Мы встречались с Паустовским мастером пейзажной прозы. А этот рассказ можно определить, как рассказ о природе? (Это рассказ о сложных человеческих взаимоотношениях. ) Но пейзажные зарисовки в нм есть, хотя очевидна их иная роль, нежели просто фоновая или возвышенно-лирическая. Одна из задач сегодняшнего урока определение функции пейзажа и особенностей его в этом рассказе.

    Работа с пейзажными фрагментами

    В какие моменты повествования наиболее ярко вплетн пейзаж? (Ребята отметили начало рассказа, эпизод, описывающий ночь и старый клн, сцену похорон и последнюю ночь Насти в доме. ) Сразу отмечаем тот факт, что все указанные фрагменты тесно связаны с главными героинями. Посмотрим, как строятся эти эпизоды. Работая по группам, ученики находят и выписывают определения, использованные автором, указывают те предметные детали, на которых остановлено наше внимание (работают три группы, каждая со своим фрагментом) . Все вместе обдумываем результат этой работы: осенний пейзаж холоден и бесприютен, чаще всего автор использует слово холодный. Почему? Можно это определение считать эпитетом? (Оно не нест в себе оценочного значения, оно просто констатирует факт. )

    А какие детали выделяет, подчркивает автор? Одинокий подсолнух, озябший клн, позабытые звзды вот приметы этой холодной осени. Через какой прим они показаны? Зачем автор обращается к олицетворению? (Клн это не просто осенняя картина, это память Катерины Петровны, видя его, она вспоминает себя. ) Так какое же ощущение создат пейзаж? Что вбирает в себя холод осени? (Страшное одиночество, пустоту вокруг старой женщины. ) Какие два определения связаны у Паустовского? (Холодный и пустой, одинокий. )

    Делаем первый вывод: пейзаж передат состояние героев, он психологичен по своей сути.

    Судьбы Катерины Петровны и Насти

    Как представлена в рассказе история старой женщины? (Только прошлое настоящего нет: и клн, и сад это только память. )

    За счт каких ещ деталей автор усиливает ощущение абсолютного одиночества старой женщины? Работаем с интерьерными описаниями, отмечаем слепоту и почти полное отсутствие голоса. Но разве рядом со старушкой совсем никого нет? Рядом люди, заботящиеся о ней, Тихон и Манюшка. Почему не спасает их помощь героиню? Понимают ли они е? (Тихон уважает е и память об е отце, а для девочки она просто бабка. ) Можно ли им рассказать о том, что в душе? Она и не пытается, они только жалеют е, но близкими их назвать нельзя.

    Когда тоска героини прорывается?

Comments

comments

Добавить комментарий